Высказывания об Аланах (Карачаевцах и Балкарцах)

Карачаевцы и балкарцы — единый народ и высказывания в адрес карачаевцев следует автоматически относить к балкарцам, и наоборот. В настоящее время карачаевцы и балкарцы разделены административно и географически, но общность культуры этих народов остается единой и неделимой.
— — —
Хваленная Грузия и славная Кабарда не достойны изумительных народных обычаев Карачая.

А. Дюма
— французский писатель

Карачаевцы, как особый народ, отличается некоторыми симпатичными качествами, например, добродушием и общительностью. Это их природные качества, и по ним народ этот ближе всего подходит к русским.

Н.Е.Талицкий
— русский этнограф

Меня очень удивило, что карачаевцы среди стольких варварских языков, на которых говорят окружающие их народы, могли так чисто сохранить язык.

Арканджело Ламберти
— итальянский миссионер и путешественник XVII в.

Карачай, карачаевцы, по-грузински «каргашети», живут на тучной и возвышенной равнине у Северной подошвы Эльбруса около вершины Кубани… Имеют изрядное скотоводство и небольшое хлебопашество по скатам гор. Живут рассеянно малыми усадьбами и управляются одним старшиною. У них есть мелкая, но крепкая порода горских лошадей, известная под именем Карачаевских. Дорога к ним весьма трудная и опасная.

Семен Броневский
— русский этнограф

Карачаевцы отличаются прекрасной осанкой, выразительными чертами лица, приятной внешностью и гибкостью стана… Многоженство дозволено, но у них редко бывает больше одной жены. Они имеют репутацию хороших мужей и хороших отцов. К тому же их не следует рассматривать как полуварваров: они показывают достаточно многоума, легко воспринимают принесенные извне искусства, и их, кажется, трудно чем-либо поразить.

Карачаевцы разводят лошадей прекрасной породы, среди них есть такие, которые в Европе стоили бы около двух тысяч франков.

Этот народ (карачаевцы) отличается хорошими манерами, выразительным лицом, красивыми чертами лица и высоким ростом. Я отметил, что в этом отношении ни одна нация не похожа так на венгров, как карачаевцы и дигорцы, которых я увидел позднее в Нальчике. Их язык-татарский, а религия — магометанская…

Жан-Шарль де Бесс
— венгерский ученый-этнограф, был членом экспедиции по восхождению на Эльбрус в 1829 г.

Карачаевцы принадлежат к самым красивым жителям Кавказа и гораздо больше напоминают грузин, чем кочующих в степи татар. Они хорошо сложены и имеют очень тонкие черты лица, которые еще больше украшают большие черные глаза и белая кожа. Среди них совершенно не встречаются широкие плоские лица и глубоко посаженные, косо поставленные глаза, которые бы доказывали смешение с монгольскими племенами.

Обычно они берут лишь одну жену, некоторые, однако, имеют двух или трех, с которыми они живут очень мирно и с которыми, в противоположность другим горским народам, они обращаются очень человечно и внимательно, так что жена у них, как и у европейцев, подруга, а не служанка у своего мужа…

Если кто-либо опозорит девушку или замужнюю женщину и это станет известно в деревне, то жители собираются у мечети, куда также приводят преступника. Старейшины судят его, и приговор обычно бывает таким, что его изгоняют из страны с самым строгим приказом никогда больше не появляться в Карачае, если он не хочет рисковать жизнью… Они очень трудолюбивы… Измена является у них неслыханным преступлением, название которого им едва известно; и если кто-либо этим провинится или у них появится чужеземец в качестве шпиона, то для поимки его вооружаются все жители, и ему приходится смертью искупить свое преступление.

Вообще можно сказать с полным правом, что карачаевцы самый культурный народ Кавказа и что по мягкости нравов они превосходятвсех соседей.

Они (карачаевцы) продают изделия своей промышленности, такие, как сукна (шал), войлок (кииз), чтобы покрывать пол, меха и капюшоны от дождя (башлык) и т.д. частью имеретинцам, частью в Сухум-Кале, одной из турецких крепостей.

Они (карачаевцы) живут в очень чистых, выстроенных из сосновых бревен домах… Кровати делают из дерева, они только лишь немного возвышаются над полом и покрыты подушками и коврами. Их оружие состоит из ружей, пистолетов, сабель и кинжалов…

Генрих-Юлиус Клапрот
— немецкий ученый-ориенталист, академик, 1800-е г.

Карачаевцы представляют собой один из красивейших кавказских народов…

Характер у карачаевцев вспыльчивый; малейшая причина может привести их в гнев, но они довольно быстро успокаиваются и всегда готовы признать свою ошибку. В целом можно сказать с полным основанием, что они относятся к числу наиболее цивилизованных народов Кавказа и что благодаря своему мягкому нраву они оказывают цивилизующее влияние на своих соседей…

У карачаевцев обычно бывает одна жена, лишь некоторые у них имеют двух или даже трех жен, с которыми они живут самым мирным образом; в отличие от других горцев они питают большую привязанность и человечно относятся к своим женам.

Воспитание детей поставлено очень строго и достойно всяческого поощрения: сын, который не подчинился воле отца и не исправился, несмотря на неоднократные увещевания, может быть приведен к дверям мечети, где его в присутствии всех жителей деревни начинают самым серьезным образом уговаривать изменить своё поведение. Если это не приводит к желаемому результату, родители изгоняют его.

Земля в их (карачаевцев) краю плодородная и родит пшеницу, ячмень, просо; на ней произрастает достаточно много трав для прокорма скоту. Этот край окружен лесами, в которых произрастают дикие грушевые деревья и кизил. В лесах волки, зайцы, дикие кошки, серны, куницы, мех которых очень ценится. Карачаевцы разводят много овец, ослов, мулов, лошадей. Лошади у них мелкопородные, но сильные, резвые и очень хорошо приспособлены для езды в горах.

И.Ф. Бларамберг
— генерал-лейтнант Российской армии-1830-е гг.

Карачаевцы вообще народ словоохотливый, любящий на досуге поболтать о разных предметах, преимущественно же о старине; в особенности они большие охотники до преданий о прошлом своей Родины, охотники до рассказов о героях, о нартских богатырях или об огромнейших и безобразнейших эмегенах, великанах-чудовищах, обладавших сверхъестественной силой.

М. Алейников
— первый учитель Карачаевского горского училища

Карачаевские пастухи, редко вооруженные только кинжалом, и ныне производят впечатление людей тихих, добрых до бесконечности, прямых и честных. Вы смело доверяетесь этим румяным полным лицам с ласковой улыбкой на толстых губах.
Они не смотрят на вас зверем, напротив, рады вашему приходу и готовы угостить вас, чем только смогут…

Уважение старших- это основанный закон карачаевского нравственного кодекса…

Положение женщин в Карачае гораздолучше, чем у остальных горцев.

В.Я.Тёпцов
— русский этнограф

В верховьях Кубани, почти у подножия Эльбруса, в местах малодоступных, обитал храбрый и отважный народ, который в начале XIX столетия считался даже нам подвластным, с течением времени влияние наше в Карачае ослабело и зависимость горцев была забыта.

В.Толстов
— русский историк

А что карачаевцы никогда не обидят женщин, по народным традициям, это не подлежит никакому сомнению.

К. Хетагуров
— осетинский поэт, художник и публицист

Красноречие и умение говорить ценятся среди населения очень высоко и весьма многим поистине нельзя отказать в этом достоинстве, да и вообще, за весьма немногими исключениями, карачаевцы любят поговорить, — это их страсть, и, кроме того, они большие охотники до новостей…Ни в одном из соседних, как у русских обществ интересы общественные не ставятся на такую высокую степень уважения и так ревниво охраняются, как здесь…

Гр. Петров
— царский чиновник, помощник начальника Баталпашинского уезда, 1876-е гг.

Помимо деловой связи у нас, внутри нас на всю жизнь остались глубокая внутренняя связь с вами и вашим краем. Ее мы унесем с собой навсегда. Но кто в Карачае поймет это чувство, заметит среди чуждых по языку и племени людей? Так думали мы. Но и на этот раз Карачай превзошел наши ожидания и проявил трогательную отзывчивость и чуткость, нас всех поразившую до глубины души…

Перед отъездом из Карачая, перед разлукой, быть может, на долгое время, мне захотелось внутренне поклониться ему. У подножия Эльбруса я ощутил все величие чуткой души карачаевского народа.

С.В. Очаповский
— советский врач-окулист, профессор, 1926 г.

Карачаевцы — самый красивый народ в мире.

Жан Шарден
— французский путешественник XVII в.

Карачеркесы (т. е. карачаевцы) имеют свой собственный язык и свою письменность.

Иоанн де Галонифонтибус
— итальянский священник и путешественник XV в.

Карачай — нейтральный народ, живущий у подошвы Эльбруса, отличается силой, верностью, красотой и храбростью.

Лев Толстой
— русский писатель

Ю.Н. Либединский* очень полюбил карачаевцев — народ бесхитростный, трудолюбивый и дружелюбный. «С ними, у них мне легко дышится», — говорил Юрий Николаевич.

Иван Егоров (Чилим)
— русский советский журналист

*»Ю.Н. Либединский — русский, советский писатель.

Трудолюбие всюду встречает себе почет и уважение в обществе (карачаево-балкарском), а лень — порицание и презрение, который выражается всенародно старшими. Это своего рода наказание и клеймо позора для провинившихся. Ни одна девушка не выйдет за презираемого старшими. При господстве такого взгляда карачаевцы в высшей степени трезвый народ…

Г. Рукавишников
— русский ученый-этнограф

Приветливость и гостеприимство карачаевцев пользуется не только у народов Северного Кавказа, но и у захребетных сванетов и абхазцев.

И. Щукин
— русский этнограф и географ

Гостеприимство, радушие, трудолюбие, честность — отличительные черты карачаевцев.

Георгий Димитров
— болгарский партийный и государственный деятель

Карачаевцы полны внутреннего благородства, сосредоточенной сдержанности… Это прекрасные, сильные люди, пасущие свои стада на склонах альпийских лугов, умеющие видеть и наблюдать, сравнивать и оценивать.

Н. Асеев
— русский, советский поэт

Карачаевские татары или аланы живут в северных частях Кавказских Альпов, где большей частью занимаются скотоводством.

«О племенах Земного шара»

Цены на скот на Кисловодском и Пятигорском базарах зависели от того, какое количество скота пригнано карачаевцами для продажи.

Н. Иваненков
— русский историк-кавказовед

Известно, что аланская знать разводила в большом количестве не только крупный рогатый скот и лошадей, но и овец, содержавшихся летом в горах, а зимой в прикумских малоснежных степях.

М. Артамонов
— российский ученый, доктор исторических наук

Карачаевцы сохранили лучшие черты своих предков, отличавшихся гостеприимством. Занимаясь исключительно скотоводством, карачаевские животноводы вывели породу курдючных овец, мясо которых отличается своеобразным ароматом и считается лучшим.

«Долина здоровья»

Карачаевские барашки известны целому Кавказу своим особенно нежным и вкусным мясом. В этом случае Карачай может соперничать даже с известным островом Уайта, славившимся также барашками, мясо которых составляет гордость королевского стола в Англии.

В. Потто
— русский военный историк

Известность карачаевских овец не ограничивалась только Россией. Так, Бульвер Литтон (1870) в своей книге «Пэлем, или приключение джентльмена» пишет, что в парижском ресторане «Бери» мясо, приготовленное из молодой карачаевской барашки, пользовалось большим спросом. Высокая оценка мяса карачаевских овец во Франции подтверждается и другим примером. В городе Бордо и поныне один из ресторанов носит название «Карачаевская овца», в меню которого имеются фирменные блюда из мяса овец этой породы. Владельцы ресторана монопольно содержат небольшое стадо овец карачаевской породы.

X. Тамбиев
— карачаевский ученый-животновод

Карачаевцы — смелые и неутомимые наездники, в искусстве езды по крутым склонам гор и скалистым ущельям своей родины они превосходят даже соседних кабардинцев, считающихся лучшими наездниками на Кавказе.

В. Новицкий
— русский ученый-географ

В горах Западного Кавказа, там, где небольшая горная речка Кяфарь выходит из сырого лесистого ущелья, сохранились развалины древней аланской крепости. Мощные стены укрывали когда-то царский дворец, церкви византийской постройки, кладбище, на котором хоронили царей и их приближенных. Больше тысячи лет назад здесь жил могущественный владыка Алании по имени Агур…

«Легенды Старого Архыза»

Аланы являются тюрками, которые приняли христианство. Поблизости находится народ также тюркской расы по имени Ассы: это народ того же происхождения и той же религии, что и Аланы.

Абу-ль-Феда
— арабский автор

Аланами мингрельцы называют карачаевских татар (карачаевцев), живущих на северном склоне Главного Кавказского хребта, близ Эльбруса у истоков реки Кубань. Про человека представительного, известного своей силой и храбростью, мингрельцы обыкновенно говорят — молодец, как алан.

А. Цагарели
— грузинский историк-этнограф

…И для карачаевца, и для балкарца наших дней нет сомнения в том, что аланы — это их славные предки.

Б. Ковалевская
— российский ученый, доктор исторических наук

Аланы прошли богатый событиями, сложный, интересный исторический путь, создали и развили яркую культуру. Естественно думать, что вклад их в современную историю культуры Северного Кавказа значителен.

В. Кузнецов
— российский ученый, доктор исторических наук

Карачаевцы, по преимуществу перед всеми другими горцами, обладают неоценимыми качествами для горных охот. Острое зрение, поразительная находчивость, способность ориентироваться в горах, даже во время тумана… Ходоки или, точнее сказать, лазуны, они все — и старые, и малые… Всем известна пресловутая ловкость и неустрашимость швейцарских охотников за сернами, но с карачаевцами их не сравнишь… Карачаевец бьет наверняка, не иначе как по месту, не на авось, но зря стрелять не станет.

Алексей Aтp
— русский ученый-охотовед

Они (карачаевцы) отличные пастухи, доильщики, знают в каком месте, как и когда откормить барана, коня и прочее. Я разновременно изучал молочное дело в Англии, Голландии, Дании и Гольштинии и могу сказать, что только у фермеров Сомерсет-Шайра на юге Англии — родине прелестных четда-ров — мне понравилось молоко своею сладостью и ароматичностью, но ему было далеко до вкуса карачаевского молока.

А. Кирш
русский ученый, специалист молочного дела

Карачаевский стол немыслим без вареного ароматного мяса и традиционного кисломолочного продукта — айрана, а также без приправы из него, перца и чеснока — тузлука. Сугубо карачаевской пищей является и кефир — гыпы (родиной грибков кефира считают высокогорные районы области; отсюда в начале нынешнего столетия, изменив свою биологическую природу, вошел в промышленное производство кефир бутылочный).

«Сто путей — сто дорог»

Родиной кефирного грибка является подножие Эльбруса. Отсюда он начал с 1867 года бродить по свету, постепенно теряя свою силу. Просьбы выслать грибков кавказского кефира поступают в Ростов даже из Америки. Карачаевский кефир в будущем приобретет всемирную известность — при условии создания в каком-нибудь ауле, например Хурзуке, завода кефирных грибков.

«Советский Юг»

На самой вершине реки Кубани, близ самой большой горы, прозываемой Эльбрус, живет народ прозываемый карачаевцы, который добронравнее других горских народов.

«Из донесения генерал-аншефа Гудовича Екатерине II от 7 ноября 1791 года»

В руках карачаевского народа находились все горные теснины, по которым пролегали кратчайшие пути из Западного Кавказа в Восточный, и в их же земле стоял Эльбрус — царь Кавказа, белую мантию которого еще ни разу не оскверняла нога человека…

В. Потто
— русский военный историк

Карачаевцев знаю еще по Ставропольскому краю. Труд у них на первом месте.

Михаил Горбачев
— первый и последний президент СССР

Из Учкулана за два дня можно дойти до Теберды -высокими и живописными, но исключительно простыми перевалами… Здесь (как впрочем, и на любых других тропах Карачая) путешественники, проходя мимо высокогорных совхозных кошей, познакомятся с незабываемым гостеприимством карачаевцев — неизменно радушных, приветливых, благожелательных людей, всегда готовых предоставить кров и разделить с путником традиционный айран и сыр.

В. Тихомиров
— русский советский ученый-географ

Большой популярностью сейчас пользуются карачаевский айран и сыр, хычин, жареный ягненок на вертеле, сохта по-карачаевски и др. Так, айран вошел в меню столовых и ресторанов России и других союзных республик и, конечно, городов и сел Северного Кавказа.

Огурли Марчанов
— автор книги «Черкесская кухня»

Карачаевский народ замечательно красив, отличается хорошим здоровьем, способен на большой и продолжительный труд.

Флоренс Грове
— английский писатель

Можно смело сказать, что все казачье население, как и все горцы Кубанской области, одеваются в бурки, ноговицы и черкески, приготовляемые карачаевцами. От них же получают сукна ручной, но прочной и хорошей работы, притом за цену весьма недорогую, золотошвейную тесьму, полсти, чехлы и ружья, сыромятные ремни для вожжей, тяжей, шлей, супоней и пр.

«Казбек»

Карачаевцы приготовляют хорошие сукна, бурки, полсти из овечьей шерсти и меняют их на красный товар евреям, приезжающим к ним для торговли…

«Военно-статистическое обозрение»

По подсчетам А. Атманских в начале XX века карачаевцы вывозили ежегодно шерсти на 300 тыс. руб. Причем, если скот вывозился главным образом на местные рынки — в города и станицы Кубанской и Терской областей, то шерсть шла на такие отдаленные рынки, как Полтава, Харьков, Москва и др. города…

В. Невская
— российский ученый, доктор исторических наук

К концу XIX и началу XX веков Карачай достиг немалых успехов в своем развитии. Так, правительственная (Абрамовская) комиссия в 1906 году отмечала, что «миролюбивый народ — карачаевцы занимаются преимущественно скотоводством, имеют лошадей — 33 756, крупного рогатого скота — 175 027, мелкого рогатого скота — 487 471. Это наиболее высокий экономический показатель среди народов Кавказа». Одновременно комиссия отмечает высокую степень товарности: 25-30%, доходность хозяйственной деятельности карачаевцев составляла 3,5 млн. руб. в год.

«Репрессированные народы: история и современность»

К началу XX в. карачаевцы ежегодно продавали около 10 тыс. лошадей, 40 тыс. голов крупного рогатого скота, около 108 тыс. голов овец, 25 тыс. пудов овечьей шерсти, 6,6 тыс. пудов масла, кож и овчин, а всего продукции на сумму около 3,3 млн. руб.

«Материалы Абрамовской комиссии»

Возникает вопрос: много это или мало? Для ответа сравним эти числа с тем, что имеется сегодня. По данным управления статистики на 1.06.1993 г. в хозяйствах КЧР имелось 101,1 тыс. голов КРС, 355 тыс. голов овец и коз. Если это поголовье сравнить с тем, что карачаевцы выносили только на продажу, то получится соотношение примерно 1 к 2-3 (50 тыс. КРС и лошадей, 108 тыс. овец). Понятно, что половину своего хозяйства или даже 1/3, никто на базар не выносит. Это соотношение может выражаться в лучшем случае 1 к 10, пусть даже 1 к 5, но и тогда скота у карачаевцев того времени окажется в 2-3 раза больше, чем у всей нынешней КЧР. И это как по численности населения, так и по достижениям животноводства почти 90 лет тому назад. Что же говорить о нынешних возможностях карачаевских скотоводов и овцеводов?

Далее, все хозяйства КЧР произвели на 1.06.93 г. 9 тыс. тонн мяса в живом весе. Если вышеприведенное ското-поголовье дореволюционного Карачая перевести на вес, то в среднем получится более 17 тыс. тонн (из расчета 1 голова товарного КРС и лошади 300 кг, овец — 20 кг) мяса в живом весе, т.е. почти в 2 раза больше.

Шерсти хозяйства КЧР произвели 394 тонны, вышеприведенная товарная шерсть карачаевцев равна 400 тонн.

Всей животноводческой продукции, как указано, продавали на 3,3 млн. руб. — на вид, вроде бы немного, но если учесть, что это не нынешние «деревянные» рубли, а золотые, то можно понять на какую сумму и в каких масштабах шла торговля произведенным товаром.

«Наказанный народ»

В позднем средневековье (вторая половина XIII-XVIII вв.) карачаевцы занимались земледелием, скотоводством, охотой. Добывали руду и изготовляли изделия из железа, меди и серебра. Следы выработки железа имеются, например, в ущелье Сес-Кол (Карт-Джурт)…

Е. Алексеева

В описании Карачая, сделанным Буцковским в 1812 году, указывалось, что карачаевцы «выделывают пули и плавят железо». Из железа изготовляли боевое оружие, орудия сельского хозяйства и ремесла, предметы домашнего обихода. Конкурентами карачаевских мастеров по обработке металла являлись дагестанские мастера. Они привозили в Карачай ружья, кинжалы, медную посуду…

«Социально-экономическое развитие Карачая в XIX веке»

…Кроме железа в Карачае добывали свинец и медь. Из железа изготовлялись кольчуги, наконечники стрел, ножи и другие предметы…

Карачаевцы с давних времен особым способом добывали серу и умели изготовлять порох. О том, что порох умели делать сваны и их соседи (в числе которых упоминаются и карачаевцы), пишет Ламберти.

«Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии»

В 1933 году в Карачае стало развиваться золото-платиновая промышленность. В верховьях рек Теберды и Кубани были обнаружены большие месторождения рассыпного золота.

«Очерки истории Карачаево-Черкесии»

Местное население добывало уголь в небольшом количестве для домашних нужд. Они познакомили с этим месторождением и русских, которые попали в этот район с военными отрядами еще в конце XVIII в. Однако, до окончательного присоединения Карачая к России в 1828 году о промышленном использовании верхнекубанского угля не могло быть и речи.

В. Невская
— российский ученый, доктор исторических наук

Археологические исследования истоков Кубани показали, что на территории Карачая, вплоть до самых высокогорных районов, сохранились следы земледельческой культуры. Камень с полей убран в кучи, повсюду видны былые хозяйственные участки, арыки разного назначения, главным образом оросительные. Видны остатки садов — одичавшие яблони, груши, алыча и др. На склонах встречается рожь-многолетка…

«Древняя и средневековая история Кара чаево- Черкесии»

Существенная часть этногенетических компонентов балкарцев и карачаевцев относилась к населению, с глубокой древности знакомому и широко практиковавшему орошаемое плужное интенсивное зерновое земледелие. Его традиции сохранялись в количественных довольно скромных масштабах, но в качественном смысле — даже в самую тяжелую пору своей истории, когда на период 1944-1957 годов эти народы оказались насильственно переброшенными в иную, чуждую им среду обитания, они добились чрезвычайно высоких трудовых успехов как раз в земледелии.

«Карачаевцы и балкарцы»

Монументальные сооружения верховьев Кубани возводились местными мастерами, тем более, что на территории Карачаево-Черкесии и самые простейшие раннесредневековые каменные постройки (например, жилища Узун-Колского поселения), и мощные оборонительные сооружения (стены вокруг городов), и стены многих церквей построены по одному принципу….

«Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии»»

Богатство кавказских гор и лесов привело к большому развитию в Карачае деревообделочного ремесла. Из дерева делались дома, мельницы, надворные постройки, повозки (арбы), мебель, орудия сельскохозяйственного труда, домашняя утварь, посуда и многое другое.

«Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в.»

В верховьях Кубани, Зеленчуков и Лабы в настоящее время зафиксировано более 40 крупных городищ и селищ. Эта территория, являющаяся западной частью Алании, вполне оправдывает характеристику, данную арабским путешественником Масуди владениям аланского царя: «Когда утром в одном месте запоют петухи, им отвечают другие из отдельных частей царства ввиду близости селений». Действительно, как показывают данные археологии, раннесредневековые поселения на территории Карачаево-Черкесии, особенно по долинам рек, тянулись почти непрерывной цепью. Расстояние между ними иногда не превышало двух-трех километров (например, между Эльбур-ганским и Инжичукунским селищами, между Инжичукунским селищем и Адиюхским городищем, между Адиюхским городищем и Тамгацикским поселением), подобных примеров можно привести много не только по правобережью Малого Зеленчука, но и по долинам других рек Карачаево-Черкесии (Учкекен, Кубань, Теберда, Б. Лаба, М. Лаба).

«Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии»

Карачаевцы хорошо освоили плотничество. Строили не только монументальные рубленные дома, которые стояли столетиями, но и более сложные деревянные сооружения.

Е. Алексеева
— российский ученый, доктор исторических наук

Деревянная утварь карачаевцев — чаши, черпаки, ложки, мотушки для ниток, вальки для белья — украшалась резным орнаментом. В некоторых деталях орнамента (зубцы, треугольники, спирали, трактовка животных, в частности баранов) прослеживаются еще традиции кобанской культуры. Обычай изображать животных (козлов и баранов) на ручках деревянных чаш, наблюдаемый у карачаевцев, говорит о сохранении сармато-аланских традиций, так зооморфные ручки считают признаком сармато-аланской посуды.

«Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии»

В материальной и духовной культуре карачаевцев и балкарцев прослеживаются элементы аланской культуры — в сходных формах некоторых вещей — украшений, предметов быта, орудии труда; в орнаменте, некоторых мотивах нартского эпоса.

Е. Алексеева
— российский ученый, доктор исторических наук

В материальной и духовной культуре карачаевцев и балкарцев прослеживаются элементы аланской культуры — в сходных формах некоторых вещей — украшений, предметов быта, орудии труда; в орнаменте, некоторых мотивах нартского эпоса.

Е. Алексеева
— российский ученый, доктор исторических наук

Е.Н. Студенецкая, анализируя мотивы карачаево-балкарского орнамента, сделала заключение, что в узорах на войлоках и в золотом шитье карачаево-балкарцев наблюдается традиция аланского периода.

«Очерки истории Карачаево-Черкесии»

Работа по этнографии карачаевцев и моя привязанность к этому народу прошла через всю мою жизнь, выдержав испытания на их и, косвенно, на мою долю. Мне хочется сказать, что в первой моей поездке в Карачай в 1934 г. у меня сложилось впечатление не только о большой доброжелательности и гостеприимстве карачаевцев, но и их глубоком интересе к истории и культуре своего народа.

Е. Студенецкая
— российский ученый-этнограф

В последующие годы Карачаевская автономная область добилась значительных успехов в развитии экономики, науки и культуры. Все это — несмотря на резкий спад животноводства и других отраслей в результате гражданской войны и коллективизации, репрессии 37-38 гг., уничтоживших значительную часть народа. С 1922 по 1940 годы валовая продукция народного хозяйства области увеличилась в более чем в 100 раз и в 1940 году в ценах 1926-1927 гг. составила 64,8 млн. руб…

В Карачае имелись 264 учреждения культуры, в том числе государственный ансамбль песни и танца, музей краеведения, создавался профессиональный карачаевский театр. На базе двух типографий в городах Кисловодске и Карачаевске областное издательство ежегодно выпускало 16 наименований учебников на карачаевском языке, 58 наименований книг общим тиражом 432 тыс. экземпляров. Выходило 7 областных и районных газет…

«Карачаевцы: выселение и возвращение»

Дальнейшее развитие экономики и культуры было прервано Отечественной войной. Свыше 15600 бойцов (или каждый пятый представитель карачаевского народа) сражались против фашизма, из них 9 тыс. или 10% населения погибло на фронте, 2 тыс. карачаевцев — женщин и мужчин были мобилизованы на строительство оборонительных рубежей.

«Карачаевцы: выселение и возвращение»

Многие карачаевцы активно воевали против фашистов в составе партизанских отрядов на оккупированных территориях…

Только на территории Белоруссии действовало 10 партизанских отрядов созданных и возглавлявшихся командирами-карачаевцами.

«Очерки истории Карачаево-Черкесии»

…В ноябре 1943 г. по сфабрикованному обвинению в измене советской власти карачаевцы были выселены в районы Казахстана и Киргизии. Карачаевская область была упразднена, а большая часть ее территории передана Грузии. После XX съезда КПСС политические обвинения с карачаевцев были сняты, им разрешили вернуться в родные места.

А. Авксентьев
— доктор философских наук

В ссылке погибло около трети карачаевского народа, но трудолюбие и доброжелательность, присущие карачаевцам, не были сломлены далеко от Родины. Многие из них были удостоены почетных званий и наград правительства Казахстана и Киргизии.

— Д. Кунаев
партийный и государственный деятель СССР и Казахстана

Я хорошо знаю трудолюбивый карачаевский народ.

Алик Карданов
— черкесский общественно-политический деятель, председатель Правительства КЧР

Карачаевцы… Сколько их по тюрьмам и ссылкам не таскали, сколько не гнули в бараний рог, не сдались, свою честь блюдут и тебя помнят, других, между прочим тоже: если ты к нему с уважением, он для тебя в лепешку разобьется, будь ты хоть сто раз русский, люблю я их, около них человеком начинаю себя чувствовать.

Владимир Максимов
— русский писатель

Я полюбил трудолюбивый и гостеприимный карачаевский народ, среди которого имею друзей и приятелей. Национальная трагедия карачаевского народа, ставшего мне родным, была пережита мной, как собственная боль, а когда карачаевцы вернулись в родные места, я вместе с ними разделил нашу общую радость.

А. Малышев
— российский ученый-биолог

Теберда, Теберда,
Голубая вода!
Ледяная вода
Из Домбайского льда.
Никогда я не видел
Воды холодней,
Ничего не встречал
Крепче этих камней,
Что упрямо и трудно
Шлифует река,
Отражая в воде
Облака…
А над речкой
В зеленых долинах живет
Молчаливый и гордый народ.
Сколько лет от родимой земли вдалеке
Их катала судьба, словно камни в реке?!
Потому холодна
И прозрачна вода,
Видно, в ней растворились
Печаль и беда
Навсегда!

А. Жигулин
— русский писатель

Депортация карачаевского народа — первая на Кавказе — и последующий режим его расселения и содержания полностью подпадает под определение геноцида, сформулированное в Конвенции ООН от 9 декабря 1948 года «О предупреждении преступления геноцида и наказание за него». Народ, испытавший неисчислимые страдания и унижения, потерял 34,5 процентов своей численности, не считая 9 тысяч погибших на фронте, а также на лесоповалах, в трудармии. Существенно деформированы его генофонд, культура, обычаи.

«Карачаевцы. Выселение и возвращение»

Варварскими акциями сталинского режима явилось выселение в годы второй мировой войны из родных мест балкарцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, крымских татар, немцев, турок-месхетинцев, чеченцев. Политика насильственного переселения отразилась на судьбе корейцев, греков, курдов и др. народов.

Верховный Совет СССР безоговорочно осуждает практику насильственного переселения целых народов как тяжелейшее преступление, противоречащее основам международного права…

«Из Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года»

…Время бежит неумолимо, и уже 50 лет отделяют нас от одного из самых чудовищных преступлений сталинского режима — репрессии по отношению к целым народам. Депортации вошли позорными страницами в историю нашей страны.

От имени Российской Федерации, продолжателя бывшего Советского Союза, будучи главой государства приношу извинения всем гражданам России и их семьям, пострадавшим от депортаций. Наш гражданский долг — устранить последствия тех страшных событий. Это трудная и деликатная работа должна объединить, а не разрушать нас. Она должна сплотить людей, а не вселять новые раздоры.

«Из послания Президента РФ от 24 февраля 1994 года»

Историческая правда в отношении несправедливо репрессированного карачаевского народа восторжествовала. Я с большим удовольствием воспринял весть о том, что президент РФ Б.Н. Ельцин недавно присвоил звание Героя России несправедливо обиженным уроженцам Карачаево-Черкесии. Героя Российской Федерации Харуна Чочуева и других партизан и воинов-освободителей особо чтут в моей стране -Словакии.

Роман Палдан
— словацкий государственный деятель

Прошу передать мои искренние поздравления представителям карачаевского народа, удостоенным званий Героев России, проявившим доблесть и героизм на полях Великой Отечественной войны. Они внесли немалый вклад в нашу общую победу.

Нурсултан Назарбаев
— президент Казахстана

Мы помним поименно героических сыновей Карачая, мужественно сражавшихся с ненавистным врагом. Навечно в памяти народной останутся легендарные подвиги Османа Касаева, Кичибатыра Хаиркизова, Юнуса Каракетова и сотен их боевых друзей, которые отдали свои светлые жизни в борьбе за независимость Советской Белоруссии.

Александр Лукашенко
— президент Белоруссии

Я благодарна судьбе, что нахожусь на этой земле (в Домбае). Я люблю горы, полюбила людей и даже собак — они добрые, не лают и не кусают…

И чем дольше я здесь живу, тем больше убеждаюсь, что мир спасет только мир и красота. У ваших людей есть красота, душа, они умеют любить.

С. Светличная
— актриса театра и кино

Несмотря на все беды, обрушившиеся на балкарцев и карачаевцев, в последние семь веков, они не впали в пессимизм. Характер их взгляда на будущее скорее всего можно определить как сдержанный оптимизм: «Будем надеяться на лучшее, но будем готовы и к худшему».

По моему мнению, такой взгляд на грядущее, не позволяющий расслабиться, обрасти жирком, но и не угнетающий волю, есть одно из самых ценных приобретений карачаево-балкарского этноса в ходе истории, показывающее его способность усваивать уроки времени. Только в том случае, если эти уроки усвоены, может быть оправдана древняя мудрость: «Кого Бог любит, того и наказывает».

М. Джуртубаев
— балкарский ученый-фольклорист

Балкария и Карачай — это те же Кавказские горы, это просто разные склоны Эльбруса. Знаменитый Домбай и Приэльбрусье — как они близки и похожи.

Л. Ошанин
— российский поэт

Система отгонного овцеводства, возникшего в горах Центрального Кавказа в середине III тысячилетия до н. э., имела широкое развитие и у аланов в период средневековья, и у карачаевцев в настоящее время.

Е. Крупнов
— российский ученый, доктор исторических наук

Источник: Балкариа.инфо

ИП «АЛАНИЯ»

Оставьте комментарий